Роль игры в развитии речи детей дошкольного возрастачт., 19.01.2023Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные. Игра выполняет множество функций в плане развития речи: формирование мотивации к процессу говорения; воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений; развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи; пополнение и активизация словаря; совершенствование грамматического строя речи; закрепление навыка использования прямой и косвенной речи; совершенствование монологической и диалогической форм речи; развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения; воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе. Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи. Игры с картинками. Картинки: молоток, пила, лопата, ложка, 1.«Назови правильно». Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л. 2.«Что здесь лишнее». Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему. 3.«Что пропало?». Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал. 4.«Закончи предложение». Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе 5.«Фокус». Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её. Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником. Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть! Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!
региональный консультант службы "Точка опоры"
|