|
Словарь логопедаСловарь постоянно дополняется! Алалия — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Различают моторную и сенсорную алалию. Иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная алалия. Моторная алалия характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном её понимании. При сенсорной алалии отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею. Анартрия — нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь, крайне выраженная степень дизартрии. Асфиксия новорожденных — кислородное голодание плода во время родов. Афазия — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха.
Гидроцефалия — заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания. — синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка, как задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д. Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» Дисграфия — частичное специфическое расстройство процесса письма. Наиболее тяжёлая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыкам письма. Дислалия — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия. Крайне выраженная форма — алалия. Дислексия — нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Дисфункция мозговая минимальная (ММД) — собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период, обозначающий легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально-органической природы. Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха). Задержка психического развития (ЗПР) особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами. Заикание — сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством её ритма и плавности. Классификация болезней международная (МКБ) — Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространенности болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами. Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Логоневроз — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Логопедия — педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедическая гимнастика (артикуляционная гимнастика) - комплекс специальных упражнений направленных на предотвращение неправильной постановки звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических целях), а так же для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза , симптоматики и выработке артикуляционных укладов различных групп звуков (свистящие, шипящие и др.) Медико-педагогическая комиссия (МПК) — орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. определение места обучения и воспитания детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. ММД - минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности) Олигофрения - врожденное или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1-3 % всего населения. Олигофрения - не прогредиентный (то есть не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения. Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени. ПЭП - перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). Расстройства аутистического спектра (РАС) — это ряд особых поведенческих состояний, к которым относятся аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития. Некоторые включают в их число синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство. Эти расстройства связаны с работой мозга, а именно — с нарушениями коммуникации, как внешней (социальной), так и внутренней. Ранний детский аутизм (РДА) — аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира. Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических, педагогических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Сензитивный период — этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Сурдопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (неслышащих, слабослышащих, оглохших). Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения. Умственная отсталость — стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка. Признаки умственной отсталости: органическая обусловленность нарушений психического развития стойкость нарушений, их необратимость к норме нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка. Условно — двигательная реакция (УДР) на звук — выполнение ребенком какого — либо действия по сигналу взрослого (речевых и неречевых звуков). Звук служит сигналом к действию. Сначала условная двигательная реакция ребенка вырабатывается слухо-зрительно, далее на слух. Фонематический слух и восприятие - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий понимание и различение между собой звуков данного языка. Эпилепсия — хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов. Эхолалия — автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращённый к нему вопрос.
|