Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей

  чт., 03.03.2022

" Развитие мелкой  моторики рук у детей дошкольного возраста"

«Истоки способностей и дарований детей находятся

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский


      Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Домашняя игротека.

   В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры: 


«Забей мяч в ворота»
          Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. 
Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. 


«Поможем Золушке»
          Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая, двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части. 


«Разорви лист по линиям»
          Лист бумаги произвольно расчеркивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы. 


«Шаловливый котенок»
          Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок. 


«По кочкам через болото»
          На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок «шагает» указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге. 


«На морском берегу»
          Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Ребёнку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

 
«Шнуровка»
          Берется большая карточка, на которой в центре и по краям в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи толстой нити ребенок выполняет следующие задания: 
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки; 
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие; 
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красные и синие и т. д.); 
г) выполнить «обметку через край»; 
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках. 


Составление фигурок из счетных палочек или спичек.
          Взрослый просит ребенка выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки. Например, квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, юбочку, очки, лесенку, мельницу, рыбку, пирамидку, флажок, звезду, мороженое, бабочку, аквариум, жука, окно, сумку, морковку, грузовик, рожицу, брюки, пирог, мост, качели, лейку, танк, лопату, коробку карандашей, ракету, пароход, грибок, горку, тачку, беседку, снежинку, парусник, башню, песочницу, самолет, кровать, телевизор, собаку, корову, часы, фонарик. 


Творческие занятия:
- пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
- рисование верёвочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета);
- плетение косичек и венков из цветов. 

 Игра «Убегающие ладони»

     Сядьте один против другого, согнув руки. Один держит свои ладони под положенными сверху ладонями другого. Быстрым движением он пробует правой рукой или левой коснуться до любой кисти товарища, накрыв её своей ладонью сверху. Тот должен быстро отдернуть руку назад, не позволив себя «осалить». После трех попыток положение рук меняют. Теперь салит другой. Тот, кому удается осалить ладонями кисти рук товарища большее число раз, выигрывает.

Выполните упражнения

«Повороты»

     Одновременно поворачивайте кисти обеих рук вверх, то ладонями, то тыльной стороной. При поворотах нужно приподнимать кисти рук, а не прижимать ладони к столу.

«Кулачки-ладошки»

     Кисти обеих рук одновременно сжимайте в кулак, а затем разжимайте, показывая ладошки.

«Сожми-разожми»

     Положите кисти обеих рук на стол: ладонь левой руки сожмите в кулак, правую ладонь раскройте, а теперь одновременно поменяйте эти положения.

Полезные игры с мячом

  1. Перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку.
  2. Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной.
  3. Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360º, приседание и др.).

   Можно использовать кистевой эспандер. Упражнения с ним должны быть посильными и не вызывать сильного утомления мышц.
Домашние дела:
- перемотка ниток; 
- завязывание и развязывание узелков; 
- чистка металла; 
- нанизывание бус и пуговиц;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. 
                         Успехов вам и хороших совместных игр с детьми.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: