Филиал — «Сорокинский центр развития ребенка — детский сад № 2» |
Профилактика нарушения осанки у детей.пн., 18.11.2019
Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заметить движение. Тиссо
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладающего правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены. К основным причинам нарушения осанки специалисты относят: - наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы; - врожденные пороки и родовые травмы; - перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями; - неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна; - нерациональное питание; - недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом; - гипокинезия – недостаток физической активности; - подавленное состояние психики. В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим. При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов: - оздоровительная направленность; - доступность; - повторяемость упражнений с их постепенным усложнением. Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми при формировании правильной осанки: - Занятия по физической культуре (3 раза в неделю, 1 – на улице); - Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетно-игровая); - Гимнастика после дневного сна (ежедневно); - Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (спортивные, подвижные, народные игры; спортивные упражнения, дифференцированные игры); - Активный отдых (неделя здоровья, физкультурные досуги и праздники в помещении и на воздухе, спартакиады – зимняя, летняя; эстафеты, игры-соревнования); - Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе); - Оздоровительные мероприятия ( упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика); - Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика и пр.); - Совместные мероприятии с родителями (индивидуальные беседы, консультации, круглые столы, дни открытых дверей, совместные спортивные праздники и развлечения); Все перечисленные мероприятия направлены на решение следующих задач: - формирование правильной осанки; - развитие двигательной активности дошкольников; - выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных особенностей (ловкость, быстрота, выносливость); - развитие силовой выносливости мышц. Серьезной составляющей работы с дошкольниками являются мероприятия, так называемые "Уроки здоровья". Во время этих занятий дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство. Немаловажный вопрос, который мы поставили перед собой, как правильно проводить работу по профилактике нарушений осанки детей в ДОУ, чтобы эта деятельность не носила бессистемный характер и осуществлялась всеми специалистами ДОУ. В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений. 1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц. 2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки. Изучив литературу по данной проблеме, нами был сделан следующий вывод: упражнения, направленные на развитие силовой выносливости мышц туловища, не оказывают решающего влияния на состояние осанки, поэтому мы в своей работе в системе стали использовать комплексы упражнений, направленные на выработку ощущений правильного положения тела в пространстве, и комплексы общеразвивающих упражнений, как средство профилактики нарушений осанки. Как пример представляем комплекс упражнений по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове. 1. Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку. 2. Ходьба с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т.д. 3. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т.п. 4. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр. 5. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке. 6. С мешочком на голове сесть на скамейку или пол, встать, стараясь не уронить мешочек. 7. Бросать мяч двумя руками от груди партнеру с мешочком на голове. Мы убеждены, что проблема профилактики нарушений осанки детей — целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье. |