Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей: "Арт-терапия для детей и взрослых"

  вт., 07.11.2023

Происхождение метода

Арт-терапия — это подход в психотерапии и психологической коррекции, который использует творческие методы искусства для помощи людям в самовыражении и преодолении различных психологических трудностей.

Идея «лечения с помощью искусства» далеко не нова: еще в древности творчество использовалось как способ коммуникации, самовыражения и духовного исцеления, многие ритуалы включали в себя танцы, живопись и скульптуру.

Через творчество арт-терапия дает возможность человеку выразить свои чувства, мысли и опыт, часто в форме, которую непросто выразить словами. Это помогает проработать, осознать и переработать травматические воспоминания, развивает навыки борьбы со стрессом.

Арт-терапия с детьми, имеющими ментальные особенности, направлена на поддержку их психоэмоционального развития, социальной интеграции и улучшение качества жизни.

Она предоставляет безопасное пространство для самовыражения, где дети могут взаимодействовать со своим внутренним миром, развивать навыки коммуникации и саморегуляции.

Чаще всего арт-терапия применяется для улучшения состояния при:

  • депрессии и тревожных расстройствах;
  • посттравматических стрессовых расстройствах;
  • эмоциональных травмах;
  • расстройствах пищевого поведения;
  • хронических болях и многом другом.

Этапы диагностики в арт-терапии

Для того чтобы разобраться, какая именно проблема беспокоит человека, специалисту нужно провести диагностику с помощью различных художественных средств и методов. Только после этого можно уже составлять подходящий терапевтический план лечения.

Для начала нужно собрать анамнез. Специалист обстоятельно беседует с пациентом или его родственниками, обсуждает причину, проблемы, факторы, которые на нее повлияли, и т. д.

Второй этап — свободное творчество. Человеку предлагают создать художественное изображение на свободную тему. Это может помочь терапевту получить представление об эмоциональном состоянии, стилях борьбы со стрессом и особенностях восприятия мира.

На следующем этапе (тематическое творчество) человека уже просят нарисовать что-то конкретное (например, рисунок на тему: «Дерево моей жизни», или «Моя семья», или «Мое безопасное место» и т. п.). Это может помочь выявить конкретные проблемы или области конфликта.

Далее специалист анализирует работу: цвета, формы, размеры, расположение объектов и другие характеристики.

Также терапевт может использовать проективные методики: например, предлагает пациенту обсудить готовые изображения или фигуры, проецируя на них свои чувства, мысли и опыт.

Следующий этап — обратная связь, рефлексия. Обсуждение работ, когда специалист просит пациента дать свою оценку, отрефлексировать и осмыслить созданные рисунки.

Также при необходимости могут быть использованы и другие диагностические инструменты, такие как стандартные психологические тесты или опросники.

Приемы и техники арт-терапии

В мире арт-терапии есть огромный арсенал методов и техник. Выбор конкретной методики основывается на психологических особенностях человека, желаемых целях коррекции и, конечно, возрасте.

Обычно эксперты разделяют арт-терапевтические методы на индивидуальные и групповые, а также на активные и пассивные.

Многие методы подходят и для детей, и для взрослых, например, сказкотерапия. С детьми также возможно применение метафорических карт.

Активные методы арт-терапии подразумевают активное участие в создании творческого продукта, иногда на основе уже существующих объектов творчества. К ним можно отнести рисование (пальчиками, ладошками, красками, пастелью, песком, сухими листьями, любыми подручными материалами), лепку, танцы, пение, создание коллажей и т. д.

Пассивные методы фокусируются на восприятии. Участники анализируют и интерпретируют различные произведения искусства.

Несколько наиболее распространенных методов, применяемых в арт-терапии
  • Изотерапия. Позволяет выразить свои чувства, мысли и опыт на бумаге, не используя слова. Рисовать можно карандашами мелками, акварелью и гуашью и т. д., используя также и экспериментальные техники: кляксографию; рисование солью по мокрому; пальчиковое рисование и рисование ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткографию; «рисование» крупой и т. д.
  • Лепка. Работа с глиной или пластилином может помочь выразить чувства и эмоции через трехмерные объекты.
  • Создание коллажей. Можно делать работы из журнальных вырезок, ткани, фотографий и т. д. Этот способ подходит для тех, кто боится или стесняется рисовать. Особенно он эффективен в группе: вырезание картинок из журналов уравнивает уровень участников и делает процесс более доступным.
  • Маскотерапия. Маски создаются и используются для исследования различных аспектов личности и эмоций.
  • Музыкальная терапия. С помощью музыки можно выражать и обрабатывать чувства. Человек может как слушать музыку, так и создавать ее сам.
  • Психодрама. Это ролевые игры, где участники взаимодействуют друг с другом, чтобы пережить или разобрать определенные сценарии или ситуации.
  • Куклотерапия. Это терапия с помощью театрализованных постановок с куклами (или пальчиковыми куклами).
  • Танцевально-двигательная терапия, в рамках которой движение и танец используются для выражения чувств и эмоций.
  • Сказкотерапия. Терапия, в которой с помощью сказок обсуждаются и обрабатываются проблемы, чувства и ситуации.
  • Песочная терапия. Для нее используется песочница и миниатюрные фигурки для создания сцен, отражающих внутренний мир пациента.
  • Фототерапия. Для обсуждения и анализа чувств, воспоминаний и отношений используются фотографии.
  • Письменные методы. С помощью записи стихов или коротких рассказов человек может лучше выразить свои чувства и эмоции.
  • Цветотерапия. С помощью цветов специалист определяет и корректирует эмоциональное состояние человека.
  • Метафорические карты. Работа над проблемой при помощи готовых ассоциативных карт. Изображения на них могут быть самыми разными — природа, люди и ситуации, еда и т. д.

Каждый из этих методов эффективен по-своему, специалист может выбрать сразу несколько, в зависимости от ситуации.

Нужно помнить, что цель арт-терапии — не создание объекта искусства, а работа с собственным «Я», с внутренним миром. Особенно стоит объяснить это ребенку, ведь для детей чаще важны оценки.

Обязательно проговорите, что вы не будете оценивать рисунки, коллажи, маски или рассказы как произведения искусства.

Информацию подготовила Дружкова Л.А. старший воспитатель филиала  МАУ ДО  "Сорокинский центр развития ребенка детский сад №1" -  "Пинигинский детский сад", региональный консультант службы "Точка опоры"

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: