Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей: "Запреты в жизни ребенка: нужны ли они детям"

  вт., 05.09.2023

Проблема, знакомая каждой маме: «Говорю: „Не надо так делать!“ А он не понимает». Малыш исследует мир и ведет себя не всегда так, как хотелось бы взрослым. Как научить детей понимать и уважать запреты и при этом не переборщить? 

Сейчас среди родителей тренд на осознанный подход к воспитанию: они изучают литературу по психологии ребенка, стараются перенимать описанные в ней методики. Если раньше о вреде запретов и не задумывались, то теперь мамы стараются не травмировать психику ребенка. Стоит помнить, что большинство вещей дети делают не со зла, а из любопытства. Это часть познания мира. И все же психологи сходятся во мнении: запреты в жизни ребенка необходимы. Причем уже с первых лет жизни.

Запреты — способ понять, что хорошо, а что плохо. Это неотъемлемая часть процесса воспитания. Они помогают детям определить границы безопасности и социально принимаемого поведения.

Отсутствие запретов не только может сделать ребенка избалованным и неуправляемым, но и в будущем привести к проблемам в общении с окружающими и даже к опасным ситуациям. Но очень важно научить ребенка не только следовать запретам, но и понимать их смысл.

Как научить понимать слово «нельзя»

  • Объясняйте причину. Каждый раз, когда говорите «нельзя», постарайтесь объяснить, почему. Например, если ребенок пытается подойти к горячей плите, объясните: «Не стоит трогать плиту, потому что она очень горячая и может обжечь». Если ребенок хочет погладить собаку на улице, скажите: «Не стоит трогать собаку, пока не спросишь у хозяина. Некоторые собаки могут испугаться. Также не все собаки добрые, она может тебя укусить, будет больно, и нам придется ехать в больницу». Дети легче принимают запреты, когда видят причинно-следственную связь. Это нам очевидно, почему нельзя забираться на высокий стол или рисовать на стенах. Ребенок не понимает, и ему нужно объяснить возможные последствия.
  • Приводите примеры. Иногда абстрактное «нельзя» сложно понять. Приведите реальные примеры из жизни, чтобы ребенок понял, что запреты связаны с реальными ситуациями. Например: «Помнишь, как Маша упала и ударилась, когда каталась на велосипеде без шлема? Поэтому нужно надеть шлем».
  • Находите альтернативы. Например, ребенок хочет бегать по дому — скажите: «Давай поиграем на улице, где есть много места». А вместо рисования на стенах можно предложить порисовать на асфальте.
  • Используйте положительные формулировки. Вместо «Не бегай» скажите: «Давай будем осторожны».
  • Покажите, что понимаете его чувства. Например: «Я знаю, тебе хочется взять эту вещь с полки, но она может упасть и сломаться. Давай найдем другую игрушку, с которой можно играть».
  • Поддерживайте позитивное поведение. Когда ребенок соблюдает запрет, поощряйте его. Например: «Ты молодец, что не тронул это, когда я сказал, что нельзя».
  • Будьте последовательны. Старайтесь придерживаться одних и тех же правил, чтобы ребенок понимал, чего ему ожидать.

Наша цель — научить детей понимать, а не просто покорно слушаться.

Конечно, дети часто реагируют на запреты негативно — плачут, сердятся, игнорируют. Но родителям важно сохранять спокойствие и подкреплять запреты аргументами.

Как не надо ставить запреты

  • Запретов слишком много. Любая шалость пресекается, а за непослушание следует «расплата» в виде наказания. Постоянные запреты на все новое и неизведанное сдерживают развитие и любопытство ребенка. Он может либо начать безропотно соглашаться, лишь бы не вызвать гнев родителей, либо, наоборот, бурно выражать протест.
  • Использование угроз. Грозить ребенку наказанием или пугать его, чтобы он не совершал какое-то действие, — значит вызывать негативные эмоции и страх. Например, слова «Если ты не перестанешь плакать, я тебя сдам полицейскому. Больше меня не увидишь» нарушают чувство доверия.
  • Нет согласованности среди родных. Например, бабушка разрешает смотреть мультики по 2–3 часа в день и есть сколько угодно сладкого, а мама запрещает. Что же тогда делать ребенку, если даже взрослые не могут договориться между собой? Когда запреты меняются из раза в раз, ребенок путается и не понимает, что можно, а что нельзя. Взрослые должны придерживаться одинаковой позиции.
  • Запрет без объяснений. Слово «нельзя» без какого-либо объяснения вызывает недоумение и сопротивление. Например, если вы запретите ребенку дергать собаку за хвост, но не объясните, что ей в это момент совсем не весело, а больно, то запрет может показаться бессмысленным.
  • Сравнение с другими детьми. Не стоит говорить ребенку: «Посмотри, Паша никогда не плачет, а ты опять хнычешь». Это может вызвать у него чувство неполноценности, соревнования и подорвать уверенность в себе.

    А что, если ничего не запрещать?

    • Ребенок становится избалованным. Он ждет, что все его желания и прихоти будут исполнять — причем это касается не только родителей, но и других родственников, знакомых, одноклассников.
    • Нет границ и ответственности. Без каких-либо ограничений ребенок не понимает, что в обществе существуют правила. Это может приводить к конфликтам с другими людьми. Он также не понимает чужих границ и легко нарушает их.
    • Не умеет управлять эмоциями. Ребенок привыкает, что стоит покапризничать, и мама купит заветную игрушку. Ему сложно контролировать свои эмоции и поведение в ситуациях, когда это необходимо.
    • Небезопасно. Отсутствие ограничений может привести к тому, что ребенок будет подвергать себя опасности, так как он не осознает рисков и последствий своих действий.
    • Социальные навыки и адаптация. Отсутствие определенных правил и норм поведения может затруднить адаптацию ребенка в социальной среде — в школе, на дополнительных занятиях, в спортивной секции.

    Поэтому необходимо соблюдать баланс.

    Важно помнить, что запреты — это не только ограничения, но и возможность научить детей безопасному поведению, уважению к другим.

    Объясняйте причины, используйте конкретные примеры. Ваше терпение и постоянство помогут ребенку развить понимание мира вокруг себя и принимать решения, основанные на этих знаниях. Информацию подготовила Дружкова Л.А. старший воспитатель филиала    МАУ ДО   "Сорокинский центр развития ребенка детский сад №1" -  "Пинигинский детский сад",  региональный консультант службы "Точка опоры"

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: