Версия сайта
для слабовидящих

«Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

  пн., 13.12.2021

В настоящее время у большей половины дошкольников, посещающих детский сад, не сформирована выразительная речь. 

У одних - речь тихая, маловыразительная, монотонная, у других – чрезмерно громкая, визгливая. У таких детей в первую очередь нарушены: приятность устной речи, внятность, четкость, нет гибкости голоса, с ними тяжело общаться, их речь малопонятна. 

В чем причина? Формирование правильной выразительной речи зависит от окружающей речевой среды, в которой воспитывается ребенок. 

Большое значение имеет голос окружающих ребенка, которому он непроизвольно подражает (резкий, повышенный тон и наоборот монотонная, маловыразительная речь). Если не работать над речью, то у таких детей будут проблемы в школе. 

Перед нами стоит задача: сформировать у детей выразительную речь. 

Выразительная речь – это сочетание силы, высоты голоса и просодических компонентов. 

Работу по формированию выразительной речи необходимо начинать как можно раньше, с младшей группы. 

Работа над развитием силы голоса. 

Взрослому необходимо определить силу голоса каждого ребенка. 

Если ребенок говорит слишком громко, крикливым и резким голосом, то прежде всего его надо успокоить и разъяснить, что он может испортить или потерять голос совсем.

 

Для этого используют игры в тихую или шепотную речь. 

Игры: «Эхо» «Ауканье» «Телефон» «Наоборот» (антонимы) 

«Большие и маленькие» (я скажу тихо, а ты громко) 

Цель: учить говорить тихим спокойным голосом. Взрослый произносит слово громко, а ребенок – «эхо» тихо. 

При очень тихом голосе следует вовлекать их в игры, в которых требуется громкий голос. 

Игры: «Эхо» «Ауканье» «Наоборот» 

В этих играх ребенок ведущий, а педагог - «эхо» 

Игра «Эхо» 

Мы в лес пойдем, грибов наберем 

Папу громко позовем: АУ, ПАПА! (маму, деда, бабу, брата,тетю, дядю) 

Ребенок, который говорит очень тихо, с ним необходимо разговаривать на большом расстоянии – незаметно для себя он будет усиливать свой голос. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса. 

Упражнения: Голос и движение 

1. Дождик»- постепенное нарастание звука. 

2. «Кто лучше слышит» (взрослый называет имена детей громко и тихо – дети идут одни вправо, другие – влево) 

3. Шагать под бубен, проговаривая «топ-топ-топ» 

- громкие удары – высоко поднимаем ноги 

- удары потише – обычное поднимание ног 

- тихие удары – слегка поднятие ног 

Усиление и ослабление голоса 

4. Пропевание гласных, с постепенным поднятием рук вверх: А- А-А 

5. Счет до 5 и обратно «Дни недели» 

6. «Поезд приближается к станции» «Поезд отходит от станции» 

«Поезд приближается к станции и отходит» 

Работа над развитием высоты голоса 

1. «Укачивание куклы» (повышение и понижение голоса при произнесении гласных) 

2. Самолет – взлет- идет на посадку 

3. Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ 

Маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ 

4. Игра по сказке «Колобок» «Угадай, кто это говорит» 

Превратись в зайца, медведя, лису, волка и скажи «Колобок, колобок, я тебя съем!» 

5. Игра «Вопрос - ответ» (диалог) 

Дети делятся на 2 группы и произносят текст разным по высоте голосом. 

Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким (стихи) 

6. Игры в кругу «Водяной» «Кукушка» «Угадай, чей голосок» 

Работа над развитием просодики 

Просодика – итонационно-выразительная окраска речи 

Просодические компоненты: тембр, сила голоса, ритм, длительность. 

1. Назови ласково свое имя (называют ласковым нежным голосом) 

2. Игра с использованием пиктограмм эмоций по стихам А. Барто 

3. Игра-упражнение в разнообразном интонировании скороговорок 

Щипцы и клещи – это папины вещи 

Скороговорка читается от лица всех членов семьи по очереди с изменением тембра и силы голоса 

До города дорога в горку. А от города – с горки 

- с разной силой голоса (тихо, громче, громко) 

- с различными интонациями (весело, грустно, сердито, вопросительно) 

- с контрастным произнесением 1-2 части скороговорки (начало медленно, конец – быстро; начало-тихо грустно, конец – громко, весело) 

4. «Лесные певцы». 

Однажды собрались на лесной поляне зайка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как они хорошо умеют петь. 

Лисонька запела: а – а – а. 

Волк запел: у – у – у. 

Мишка: ы – ы – ы. 

Белочка: и – и – и. 

Ёжик: э – э – э. 

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса. 

  Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям! 


Информацию подготовила Воробьёва Е.В  

региональный консультант службы "Точка опоры" 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: