Главная / Сведения об образовательной организации / Структура и органы управления образовательной организацией / Структурное подразделение МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребенка- детский сад №1"- "Знаменщиковский детский сад" / Новости /
Консультация для родителей "Формирование культурно - гигиенических навыков в период самоизоляции".чт., 16.04.2020Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков в период самоизоляции» Уважаемые родители! Сейчас, в непростое для нас время, в период самоизоляции, появилась уникальная возможность проводить время с семьей. Именно этот период можно использовать продуктивно, как наиболее благоприятный для воспитания и развития наших детей в семье. Возможно, многие родители захотят уделить больше внимания познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию, что тоже немаловажно. Я же предлагаю нашим мамам и папам обратить внимание на физическое и социально-коммуникативное развитие детей, а именно, на соблюдение режима дня дома, на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Почему это так важно? С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Вряд ли найдется хоть один родитель, который захочет видеть своего ребенка неуверенным в себе, постоянно прибегающим к помощи родителей. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться волевые черты характера: упорство, настойчивость, терпение, дисциплина, которые так необходимы при формировании навыков самообслуживания и соблюдении режима дня. Соблюдение режима дня для детей раннего возраста Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня - постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий. Основные требования к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка неодинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят. Замечено,что отсутствие правильного режима дня в выходные дни дома отражается на состоянии детей в детском саду в понедельник: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Так как практика показала, что настроение и работоспособность малышей находятся в прямой зависимости от того, как организованы их деятельность и сон в семье, то не трудно себе представить поведение воспитанников при их длительном отсутствии в детском саду и не соблюдении режима дня дома. Хотелось бы отметить, что в раннем возрасте дети легче привыкают к предлагаемому режиму. Малыши не умеют еще хитрить, придумывать отговорки, им и в голову не приходит, что можно отказываться идти спать, когда пришло время. Если они в 9 часов вечера легли и не позднее чем через полчаса крепко уснули, то утром их не приходится будить — они сами просыпаются бодрыми, веселыми. Главное, чтобы родители и дети следовали установленному порядку. Помните! Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, предохраняет от переутомления. И лишь в ваших силах, уважаемые родители, после длительного перерыва посещения детского сада помочь своим детям вновь успешно пройти адаптацию Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать шапку, варежки, обувь, шорты, колготки, брюки или юбку.) - гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком). Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей.К ним относятся: - общей моторики (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам); - мелкой моторики (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, играть при помощи предметов с водой, выполнять несложные пальчиковые игры); - зрительно-слухового внимания (умение смотреть, откликаться и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); - мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых). Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. К двум годам общая моторика у детей развита намного лучше, чем мелкая моторика. Чтобы не терять время зря, вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша. Полезные советы • Предложите ребёнку из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом можно с помощью пинцета. • Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку, нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки, переливать воду пипеткой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство, пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. • Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках, • «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками, «Кукла просыпается, кукла умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания). Для формирования культурно – гигиенических навыков используйте в своем общении с детьми фольклор: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Полезные советы Варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка дома для формирования культурно – гигиенических навыков. 1)Доброе утро: Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ! Почему, встречаясь утром, Говорим мы: «С ДОБРЫМ УТРОМ»? Потому что утром — солнце, Темной ночи больше нет, И свободно в окна льётся Добрый-добрый, Мирный свет. С добрым утром, люди, Взрослые и дети! Радостно и дружно Будем жить на свете! А. Кузнецова Кто умеет утром сам, Просыпаться по часам? – Я умею по часам, Просыпаться утром сам! Я умею на кроватке Простыню расправить гладко. И у скомканной подушки Кулачком задвинуть ушки. 2) «Умывание»: Утром звери просыпались, Чисто звери умывались. Лишь Медведь не умывался, Неумытым он остался. Стали мы его купать, С головою окунать. Плачет Мишенька: - Простите! И меня вы отпустите! Я большой, Я буду сам - Умываться по утрам! Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. 3) «Расчесывание»: Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косынка до пят – Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся – Маму, дочку, слушайся. Под окном лиса поёт, Петушка гулять зовёт: "Петя, Петя, петушок, У тебя есть гребешок, Приходи на мостик, Расчеши мне хвостик» 4) «Приятного аппетита»: В. Берестов А у нас есть ложка Волшебная немножко. На тарелочке – еда. Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу! Это - ложка, Это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало! Ю. Кушак Прискакала к Маше, Попросила каши. - Ты не жмурься, А ложку возьми, Да себя и меня покорми: Маше ложечка, И мне немножечко! Маше ложечка, И мне немножечко! Приятного аппетита! Приятного аппетита! Приятного аппетита! 6) «Спать пора»: Л. Мей Баю-баюшки-баю… Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою. Что на зорьке-то заре, О весенней о поре, Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют. Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей: Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок, По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать, Солнцем крылья обогреть, Маше песенку пропеть. Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою! П. Воронько Спать пора Спать пора. Наступает ночка. Ты устала, дочка. Ножки бегали с утра, Глазкам спать давно пора. Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко. Помните! В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. |