Версия сайта
для слабовидящих

Консультация на тему "Согласование существительных по падежам"(старшая, подготовительная группа)

  вт., 26.01.2021

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение… В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. У большинства детей отмечается нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматически правильной речи является игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игровой форме учебный материал усваивается и запоминается легче. Играть в игры весело и занимательно. Несформированность грамматического строя речи детей проявляется в неправильном употреблении существительных:

родительного падежа с предлогами - из, около, возле, из-за, из-под; винительного падежа с предлогом – через. дательного падежа с предлогами- к, по. предложного падежа с предлогами- о, в, на.

Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и является орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а значит и изменяет действие с предметом.

Приведем  некоторые  игры  и  упражнения,  направленные  на  формирование  предложно-падежных  конструкций. 

 

                                        Упражнения  №1. 

 

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  С

Содержание: Взрослый  предлагает  ребенку  посмотреть  на  картинку  и  сказать: 

С  чем  ведро,  если  в  нем:  вода,  молоко,  бельё,  снег,  мусор,  кипяток,  бумага? 

С  чем  кастрюля,  если  в  ней:  суп,  рассольник,  бульон,  картошка,  лапша,  каша,  вермишель,  борщ? 

С  чем  банка,  если  в  ней:  клюква,  капуста,  повидло,  варенье,  сметана,  мука? 

С  чем  чашка,  если  в  ней:  чай,  кефир,  молоко,  сок,  фанта,  лимонад,  кисель,  ряженка,  квас,  компот? 

Ответы  ребенка:  ведро  с  кипятком,  кастрюля  с  кашей,  банка  с  мукой,  стакан  с  чаем  и  т.п. 

 

                                        Упражнение  №2. 

 

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  предложного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  О

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  рассмотреть  картинку  фермерского  хозяйства,  перечислить  предметы  и  животных  и  рассказать,  о  ком  и  о  чём  заботятся  люди  на  ферме. 

Взрослый,  показывая  на  каждый  объект,  вначале  просят  назвать  его  (именительный  падеж  существительного),  а  затем  сказать,  о  ком  заботятся  люди  (предложный  падеж). 

 

                                         Упражнение  №3. 

 

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с предлогом  ЗА

Содержание:  Взрослый показывает  малышу  картинку  и  рассказывает,  что  в  одном  детском  саду  есть  прекрасный  живой  уголок.  Затем  он  просит  малышей  перечислить  животных,  которые  там  живут.  Взрослый  напоминает,  что  за  всеми  животными  надо  ухаживать,  а затем  спрашивает  у  детей: 

  -  За  кем  ухаживали  дети  в  живом  уголке? 

Ребенок  составляет  предложение  о  каждом  животном  в  отдельности,  четко  выделяя  окончание  существительного  в  творительном  падеже,  а  также  предлог  ЗА. 

Консультацию подготовила учитель-логопед

МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка - детский сад №1"

Елена Владиславовна Воробьёва

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: