Версия сайта
для слабовидящих

Ножницами вырезаем - речь развиваем!

  вт., 05.04.2022

В последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Ни для кого не секрет, что речь находится на кончиках пальцев. Поэтому нужно с раннего возраста развивать мелкую моторику. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. И еще один момент – неподготовленность к письму. Недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Как же развивать моторику, речь и мышление? В этом прекрасно помогут ножницы.

На логопедических занятиях также используем ножницы. На первых этапах диагностируем уровень владения ножницами ребёнка. Если видна проблема, то начинаем с простого: нарезаем полоску на маленькие кусочки, учим резать полоски, постепенно переходя к волнистым и зигзагообразным линиям, а затем уже и к фигурному вырезанию. Если же проблемы нет, то работа с ножницами разнообразит наши занятия. Например, предлагаем изготовить свой пазл, даём картинку и просим разделить её на несколько частей, а потом на этом занятии или же на следующем пробуем собрать картинку. Такую игру можно усложнять тем, что с каждым разом детали будут мельче, а такие пазлы можно отдать домой для совместной работы с родителями.

 

Не так давно решила попробовать визуально делить слова на слоги, используя ножницы. Перед ребёнком слова или картинки, под ними полоски одинакового размера. Просим произнести слово, разделяя его на слога, а затем с помощью ножниц делим полоски на количество слогов. Это не простая задача, ведь ребёнку визуально нужно разделить полоску на определённое количество. А когда этим навыком овладевают в совершенстве, то такой вид работы со словами всегда вызывает интерес.

В каком возрасте начинать учиться вырезать?

Все дети развиваются по-разному. Возрастные ограничения ниже следует использовать в качестве ориентира, принимая во внимание интересы, темперамент и возможности концентрации внимания у конкретных детей.

2 года: Дети в этом возрасте будут наслаждаться разрыванием бумаги на мелкие кусочки и вырезать что-либо, только повторяя за взрослыми.

3 года: В этом возрасте с ребенком можно пробовать вырезать любые фигуры, сидя рядом с ним и непрерывно наблюдая за процессом.

4 года: ребенок в состоянии сам вырезать простые линии и фигуры с небольшой помощью взрослого.

5 лет: ребенок должен сам с легкостью вырезать картинки и приклеивать их на бумагу, составляя аппликации.

Почему детям бывает сложно научиться вырезать ножницами?

Часто маленьким детям вырезание дается нелегко, из-за этого они могут сильно расстраиваться и вовсе терять интерес к заданиям, где требуется работа с ножницами. Есть несколько основных причин, почему у ребенка не получается вырезать, это:

1. Тугие ножницы. Это одна из главных трудностей, с которой может столкнуться ребенок. Если малышу тяжело смыкать и размыкаться колечки на ножницах, вырезание будет даваться ему с трудом. На начальном этапе обучения пользованию ножницами стоит снизить нагрузку на пальцы. Малышам 2-3 лет отлично подойдут ножницы с фиксацией открытого состояния. От обычных ножниц с пружинным механизмом их отличает то, что они раскрываются сами, а ребенку остается лишь их закрыть. Дети старше 4 лет уже сами могут раскрывать ножницы, но помните, что их механизм не должен быть слишком тугой.

2. Недостаточная плавность движений. Начать работу с ножницами стоит с вырезанием по прямым линиям. После того, как ваш малыш это освоит, переходите к заданиям с изгибами. Тогда малыш научится вырезать плавные линии и окружности.

3. Неспособность остановиться. Часто маленьким детям сложно сделать четкие разрезы, они получаются длиннее, чем нужно. Чтобы научиться делать разрезы необходимой длины, можно потренироваться, выполняя задания, где выделены точки, в которых нужно остановиться.

Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое пыхтящее чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.

***

Автор репортажа: Воробьева Елена Владиславовна, учитель-логопед МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребенка - детский сад №1"

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: