Версия сайта
для слабовидящих
ср., 21.02.2024
Спешите, спешите, спешите скорей! Проводим для вас "День открытых дверей"!
вт., 20.02.2024
Уважаемые родители! 21 февраля в детском саду будет проходить "День открытых дверей". Этот день мы посвящаем всем неравнодушным родителям! Окунитесь в мир детства! Вашим детям будет очень приятно провести день с вами! Подарите детям радостные мгновения!

Консультация для родителей "Правое и левое: как научить ребенка не путать стороны? "

  вт., 15.03.2022

Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию" Правое и левое: как научить ребенка не путать стороны?"

Почему у многих детей (и у некоторых взрослых) сложности с определением того, где «право», а где «лево»? Оказывается, у человека нет органа для ориентирования в пространстве (поэтому ориентироваться нам сложно), но эту функцию совместно выполняют зрение, слух и осязание (поэтому научиться ориентироваться вполне реально). Чем больше обогащается жизненный и чувственный опыт, тем проще человеку ориентироваться и определять стороны правильно.

Подумаешь! Ну научится ребенок как-нибудь отличать правую руку от левой – со временем. Но психологи и педагоги настаивают на том, что процесс нельзя пускать на самотек. Если ребенок путает левую и правую сторону, то

  • он с трудом ориентируется в пространстве, особенно по устным инструкциям;
  • ему сложно ориентироваться на местности, находить дорогу даже в знакомом месте;
  • в школе могут быть проблемы с обучением - когда нужно будет что-то найти в учебнике или в тетради, на уроках труда и конструирования, на строевой подготовке во время уроков физкультуры и т.д.

В целом, исследования показывают, что навыки ориентирования в пространстве тесно связаны с развитием мышления и речи, поэтому, не развивая эти навыки, мы тормозим интеллектуальное развитие ребенка.

Учить ребенка различать левую и правую руку (и соответственно - левую и правую сторону) нужно как можно раньше, потому что именно в раннем возрасте процесс будет проходить естественно, без лишних усилий, слез и появления неуверенности в себе. Важно обращать внимание малыша на то, что руки отличаются друг от друга, это разные части тела (хоть и похожие).

Расскажем о способах научить ребенка отличать левую сторону от правой:

* Когда вместе с малышом гуляете на улице, обозначайте словесно свой маршрут (особенно на поворотах). Обращайте внимание ребенка на предметы и строения вокруг вас и указывайте на то, с какой стороны от вас они находятся. Когда едете в транспорте, отмечайте вместе с малышом маршрут: вот автобус повернул налево, а вон впереди поворот направо. Когда одеваете ребенка, комментируйте свои действия: надеваем варежку на правую руку, теперь - на левую, сапог - на правую ногу, теперь - на левую и т.д.

* Пока малыш совсем маленький, можно воспользоваться яркой ленточкой: завяжите ее красиво на правую руку (или ведущую руку, если ребенок – левша), и всякий раз, определяя, где право, а где лево, ребенок будет сначала вспоминать, где ленточка. Позже процесс станет автоматическим, и ленточка не понадобится. Детям постарше можно надеть на руку стильные часы (мальчикам) или красивый браслет (девочкам).

* Выучите наизусть стихотворения о правой и левой стороне – например, такое:

Правая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая

Спят на одеяле.

(О. Дриз)

Призовите на помощь мышечную память. Попросите малыша сопровождать чтение стихотворения движениями (показывать правую и левую руку). В моменты затруднений ребенок впоследствии будет вспоминать отдельные строчки из стихотворения, тем самым - обращаться не с абстрактными понятиями, а с прикладными.

* Научите ребенка определять стороны при помощи привычного действия. Если у малыша есть стойкая привычка (например, он всегда держит ложку правой рукой), то в случае затруднений ему пригодится фантазия: предложите представить, что он садится обедать и берет в руку ложку. В какую руку? Значит, какая это рука? Аналогично «помогут» и другие привычные действия, например, почесывать голову, чистить зубы, креститься, пожимать руки, рисовать или писать.

* Делайте с ребенком веселую зарядку. Включайте любимые детские песенки и вместе поднимайте поочередно (обязательно при этом называя) правую руку или левую, делайте шаги, прыжки или наклоны вправо или влево.

* Проводите с ребенком «тренировки для продвинутых»: просите его положить руки перед собой и назвать их. Затем пусть скрестит руки - и снова назовет их. Предложите положить левую руку на правое колено, достать правой ногой до правого уха, хлопнуть левой рукой по правой ступне, топать правой ногой и одновременно махать левой рукой и т.д. По утверждениям специалистов, многие люди лучше запоминают важные вещи в движении.

* Используйте зрительную память: на картинках в книжках определяйте вместе с ребенком, где у того или иного героя или животного правый глаз, левая нога, правый ус, левое крыло и т.п.

* Возьмите любое задание - «лабиринт» и предложите ребенку в точности соблюдать ваши команды. Пусть представит, что идет в полной темноте, а вы - его «глаза». Чтобы выбраться из лабиринта, нужно точно следовать инструкциям и не путать право - лево. Если ориентироваться «на бумаге» ребенку пока сложно, устройте поиски клада «на местности» - в детской комнате. Спрячьте игрушку-«клад», и помогайте ребенку найти ее при помощи подсказок («два шага вправо, шаг вперед, один шаг влево» и т.д.).

* Когда ребенок занят рисованием, просите его или предлагайте ему нарисовать тех или иных героев или животных в движении - идущими (бегущими, ползущими) слева - направо или справа - налево.

* Танцуйте вместе танец буги-вуги. Все мы помним эти строки (и, конечно, движения):

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги…

* Детям старшего дошкольного возраста может понравиться графический диктант. Ребенок берет карандаш и лист бумаги в клеточку. Вы диктуете «шаги»: одна клеточка вниз, три - вправо, две - вниз, три - влево и т.д. Если все «шаги» ребенок сделает правильно, то у него получится фигурка (животное или знакомый предмет).

Будьте последовательны, настойчивы и терпеливы – и все получится!

Информацию подготовила Фёдорова Н.А.  

региональный консультант службы «Точка опоры».


 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: