Версия для слабовидящих

Советы логопеда

                СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА                                                              



              Для чего нужны занятия с логопедом?


· Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.                                                                                                                               

· Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.                                                                    

· Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.

· Речь является элементом социальной адаптации.

· Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.

· Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.

· У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

· Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.

· Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.


                       Каким бывает недоразвитие речи?



Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Кроме того, эти дети часто путают «с» и «ш», «з» и «ж», «ч» и «ть», «щ» и «сь», «р» и «л». Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.


Общее недоразвитие речи.

Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющими ряд особенностей развития речи:

· Нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);

· Грамматические ошибки в речи;

· Нарушение произношения, путаница звуков;

· Меньший словарный запас, чем у их сверстников.

Таким детям нужно научиться правильно произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь.



      Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?


1. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

2. Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.

3. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

4. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.

5. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.

6. В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.



   Если ваш ребенок нуждается в помощи логопеда…

1. Развивайте мышцы речевого аппарата.

Что нужно делать:

· Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

· Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);

· Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

· Чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

· Полоскать рот;

· Жевать боковыми зубами;

· Сосать сухарики из хлеба;

· Лизать эскимо.


2. Развивайте мелкую моторику.

· Научите ребенка самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

· Собирайте мозаики, конструкторы, пазлы;

· Перебирайте крупы, ягоды;

· Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

· Играйте с глиной, мокрым песком;

· Играйте с пальчиками (народные игры типа «сорока»);

· Раскрашивайте раскраски цветными карандашами;

· Складывайте простые игрушки из бумаги (оригами);

· Вышивайте (крупным крестиком);

· Завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие);

· Лепите из пластилина, соленого теста;

· Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, бейте в цель).


3.Тренируйте силу и длительность выдоха.

· Обдувайте одуванчики несколькими короткими, а потом одним долги выдохом;

· Пускайте мыльные пузыри через соломинку;

· Надувайте воздушные шарики;

· Старайтесь надувать надувные игрушки, круги, мячи;

· Учитесь плавать выдыхая в воду;

· Играйте на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

· Дуйте на детские флюгера.


Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

· Изучение иностранных языков. Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:

- межзубное произношение свистящих звуков – норма для английского языка;

- грассирующее «р» -норма во французском языке;

- вибрация всей небной занавески – норма в немецком язык.

Все это будут дефекты для русского языка.

· Обучение чтению.

Если ребенок произнесет какие то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук-буква». Для формирования рефлекса нужно было около 20 повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: